Неточные совпадения
В глазах родных он не имел никакой привычной,
определенной деятельности и положения в свете, тогда как его товарищи теперь, когда ему было тридцать два года, были уже — который полковник и флигель-адъютант, который профессор, который директор банка и железных дорог или председатель присутствия, как Облонский; он же (он знал очень хорошо, каким он должен был казаться для других) был помещик, занимающийся разведением коров, стрелянием дупелей и постройками, то есть бездарный малый, из которого ничего не вышло, и делающий, по
понятиям общества, то самое, что делают никуда негодившиеся люди.
Несколько человек заменяли ей толпу; то что другой соберет со многих встреч, в многие годы и во многих местах, — давалось ей в двух, трех уголках, по ту и другую сторону Волги, с пяти, шести лиц, представлявших для нее весь людской мир, и в промежуток нескольких лет, с тех пор, как
понятия у ней созрели и сложились в более или менее
определенный взгляд.
Рожденной от человека, который не мог дать ему воспитания, дабы посредством оного
понятие его изострилося и украсилося полезными и приятными знаниями;
определенный по состоянию своему препровождать дни свои между людей, коих окружность мысленная области не далее их ремесла простирается; сужденный делить время свое между рыбным промыслом и старанием получить мзду своего труда, — разум молодого Ломоносова не мог бы достигнуть той обширности, которую он приобрел, трудясь в испытании природы, ни глас его — той сладости, которую он имел от обхождения чистых мусс.
Одним словом, из всего видно, что выражение «государство» даже в
понятиях массы культурных людей не представляет ничего
определенного, а просто принадлежит к числу слов, случайно вошедших в общий разговорный язык и силою привычки укоренившихся в нем.
То, в чем он видит развращение нравов, есть собственно бестолочь, происшедшая вследствие смешения
понятий, уже известных, отвержденных, с
понятиями искомыми, еще не имеющими на рынке
определенного курса.
Она называется формальною, когда рассматривается независимо от содержания; мысль более
определенная становится
понятием; мысль в полной определенности есть идея, натура которой — развиваться и только чрез это делаться тем, что она есть.
Поэтому человеческому духу кажется, что отдельное существо, ограниченное пределами пространства и времени, совершенно соответствует своему
понятию, кажется, что в нем вполне осуществилась идея, а в этой
определенной идее вполне осуществилась идея вообще.
Но довольно скоро он формируется более
определенным образом, заключая в себе все
понятия исторические и гражданственные, какие только успевает приобрести ребенок.
В этом представлении общая мысль непременно получит для нас какой-нибудь
определенный образ, напр., от
понятия бедности мы можем перейти к представлению бедняка, голодного, в рубище и пр., от
понятия счастья — к представлению какой-нибудь картины жизни, в которой мы сочли бы себя счастливыми, и т. п.
Но тут мы не встречаем ничего
определенного: все так туманно, отрывочно, мелко, что не выведешь общей мысли, не составишь себе
понятия о цели жизни этих господ.
Поэтому у Беме, строго говоря, отсутствует идея творения и тварности, и хотя у него и постоянно встречается выражение «тварь и тварность» (Creatur und Creatürlichkeit), но это
понятие вовсе не имеет принципиального метафизического и онтологического смысла, а означает только
определенную ступень в раскрытии природы Бога (как есть это
понятие и в системе Плотина, отрицающей тем не менее идею творения).
Так, символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура
понятия, иногда целой совокупности
понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма; он возникает по
определенному поводу, цепляется за вещи лишь в предуказанных точках, его реализм частичен, акцидентален.
M., 1885, стр.138.] считает
понятие Эн-соф соответствующим трансцендентному
понятию божества: «каббалистический Бог есть всецело Deus abstractus [Бог абстрактный (лат.).], не имеющий никакого
определенного предиката и не вступающий ни в какие отношения во вне — не только с людьми, но и с высшими бестелесными тварями» (39).
Они будут правы в своем упреке, если только и сами не будут забывать, что в этих
понятиях и для них самих не содержится никакого
определенного смысла, — он вкладывается только данной философемой; другими словами, проблема трансцендентного (и соотносительного с ним имманентного) представляет собой последнюю и наиболее обобщающую проблему философии и, следовательно, уже включает в себя всю систему.
Т. 1. С. 140).], и, чтобы не подвергнуться очистительной и убийственной карме [Карма — букв.: «деяние», «поступок» — одно из главных
понятий индийской философии, обозначающее в самом широком смысле совокупность всех человеческих поступков и их последствия в его последующих существованиях.] дальнейшего диалектического процесса, на который обречено отвлеченное от всякого содержания или окачествования бытие у Гегеля, надо с самого же начала спасти его от превращения в ничто
определенным что.
Я понял, что мысли мои не стоят гроша медного и что до встречи с Кисочкой я еще не начинал мыслить и даже
понятия не имел о том, что значит серьезная мысль; теперь, настрадавшись, я понял, что у меня не было ни убеждений, ни
определенного нравственного кодекса, ни сердца, ни рассудка; всё умственное и нравственное богатство мое состояло из специальных знаний, обрывков, ненужных воспоминаний, чужих мыслей — и только, а психические движения мои были несложны, просты и азбучны, как у якута…
Мы ведь не говорим, что в клеточке есть что-то такое, что мы называем брызнъ, а говорим, что есть «жизнь». Мы говорим: «жизнь», потому что под этим словом разумеем не какой-то х, а вполне
определенную величину, которую мы знаем все одинаково и знаем только из самих себя, как сознание себя с своим телом единым, нераздельным с собою, и потому такое
понятие неотносимо к тем клеточкам, из которых состоит мое тело.
Силы пространственные и временные — силы
определенные, конечные, несовместимые с
понятием жизни; сила же стремления к благу через подчинение разуму есть сила, поднимающая в высоту, — сама сила жизни, для которой нет ни временных, ни пространственных пределов.
Первое основание есть бòльшее или мèньшее видимое нами отношение человека к внешнему миру, более или менее ясное
понятие о том
определенном месте, которое занимает каждый человек по отношению ко всему, одновременно с ним существующему.